Responsive Google Ad

Могут ли Бог и наука сосуществовать? Мнение верующих и ученых

Author name 8 апреля 2020 в 19:04

Наука и Бог по своей сути разделены и, следовательно, могут легко сосуществовать в человеческой системе убеждений. Наука, отвечает на вопросы факта, а религия – на вопросы морали.

Responsive Google Ad
Бог и наука
Подпись к изображению
Responsive Google Ad (696*174 Aspect Ratio)

Люди обсуждали значение Бога и науки на протяжении веков. Люди приняли сторону: сторонники науки твердо стоят на одной стороне, а последователи высшей силы – на другой. Тем не менее, те, кто с обеих сторон, могут быть удивлены, узнав, что они могут перемещаться между сторонами или полностью менять команды.

В своей книге 2002 года «Скала веков» палеонтолог Стивен Джей Гулд утверждал, что религия и наука могут сосуществовать, поскольку они занимают две отдельные сферы человеческого опыта. Гулд использует термин, который он ранее придумал, «непересекающаяся магистерия» (NOMA), то есть концепция, согласно которой и религия и наука имеют право учить своим соответствующим догмам.

Согласно Гулду, наука и Бог по своей сути разделены и, следовательно, могут легко сосуществовать в человеческой системе убеждений. Наука, утверждает он, отвечает на вопросы факта, а религия – на вопросы морали.

Хотя аргумент Гулда является действительным, его попытка примирить Бога и науку была быстро отвергнута как атеистами, так и религиозными приверженцами. Зоолог и мыслитель-атеист Ричард Докинз назвал NOMA «пустой идеей» и указал, что есть ряд областей, где наука и Бог борются за веру человека. Спор об эволюционной теории – лишь одна из таких горячих точек.

Исследование 2009 года, опубликованное в «Журнале экспериментальной социальной психологии», предполагает, что люди не могут примирить два объяснения, столь же сильно отличающихся друг от друга, как креационизм и эволюция, для их существования. Исследование показало, что при воздействии описаний эволюционной теории, которые ясно дают понять, что она поддерживается наукой, участники были более восприимчивы к подсознательным сообщениям в поддержку теории в отдельном тесте позже. И наоборот, те, кто читал, что теория «подняла больше вопросов, чем ответила», была менее восприимчива.

Это исследование не совсем доказывает, что наука и религия несовместимы, хотя оно добавляет к основному разделу работы над тезисом о конфликте концепцию середины 19-го века, согласно которой религию и науку нельзя примирить.

Тем не менее, некоторые люди, которые поддерживают как веру в Бога, так и науку, показывают, что они могут сосуществовать. Фрэнсис Коллинз, основатель проекта «Геном человека» и практикующий христианин, является отличным примером. На форуме Pew Research Коллинз указал на несколько свидетельств существования Бога. Он выделил такие понятия, как «необоснованная эффективность математики», наблюдение физика Юджина Вигнера о том, что самое удивительное качество математики заключается в том, что она работает так просто и элегантно.

Коллинз поддерживает традиционные принципы эволюционной теории, начиная с Большого взрыва, но примиряет его с верой в Бога. Он верит, что Бог создал Большой Взрыв с намерением творить. Коллинз не одинок. Опрос, проведенный в 1996 году, показал, что 40 процентов ученых говорят, что верят в Бога. Это был примерно такой же процент человечества, которые сказали, что верят в теорию эволюции в опросе Gallup 2009 года. Двадцать пять процентов людей ответили, что не верят в эволюцию. Возможно, это третья группа, 36 процентов людей, которые в любом случае не имеют мнения, которые представляют ту часть общества, где религия и наука могут смешаться или, по крайней мере, не вступать в противоречие.

Конечно, существование Фрэнсиса Коллинза и таких людей, как он, является доказательством того, что Бог и наука могут сосуществовать, по крайней мере, внутри человека. В обществе такое сосуществование может быть труднее найти, особенно когда все больше людей выбирают одно или другое.

Самое интересное за неделю:

Еще рекомендуем прочитать: